Плес исторический

Ориентировочное время прохождения маршрута: 3,5-4 часа (без посещения музеев)

Музей «Русская изба» (10) — Музейный центр археолога П.Травкина (11) — Соборная гора — Успенский собор (12) — Присутственные места (13) — Памятник князю Василию I (14) — Аллея по периметру горы (15) — Смотровая площадка (16) — Крепостной вал (17) — Зимняя Введенская церковь и Летняя Троицкая церковь (18) — Церковь Воскресения Христова (19) — Часовня Михаила Архангела (20) — Здание пожарной части (21) — Калашная улица (22) — Экспозиция «Художественные промыслы Ивановского края» (23) — Мучные торговые ряды (23) — Мясные торговые ряды, чайная Векшина (24) — Старинные особняки на набережной Волги (25)

Дом-отель «Волга-Volga» (41) расположен в исторической части города, поэтому маршрут «Плес исторический» удобно начать прямо от ступенек гостиницы. Напротив Верхнего Шохонского моста начинаем подъем по крутой узкой улице Спуск Горы Свободы, вымощенной еще в XVIII-XIX вв. огромными булыжниками.

На этой же улице расположен Музей «Русская изба» (10), где предлагаются различные экскурсионные программы. Здесь можно услышать много занимательных историй, которые поведает коренная жительница Плеса, ее предки строили этот дом и жили в нем на протяжении многих веков. Можно примерить древнерусский костюм или подержать в руках древние орудия труда. Следуя древней традиции, гостям додают в качестве угощения кашу в горшочках. Не забудьте посетить стилизованную экспозицию «Традиции русской бани», расположенную в пристройке к «Русской избе». Здесь можно узнать кто такой Баянник,  какую роль играла баня в жизни наших предков, как выбрать подходящий случаю веник, как сохранить красоту и молодость без современной косметики, и многое другое.

В доме №1 располагается Музейный центр археолога П. Травкина (11). Сайт музея www.travkin-museum.ru предлагает «совершить небольшое путешествие в далёкое прошлое: на стоянку рыболовов каменного века и во дворик древнерусской семьи времён Александра Невского. Здесь каждый предмет воспроизведён достоверно, на основе данных археологии. А проводником в прошлое для Вас станет историк, кандидат наук».

Продолжая подъем по улице Спуск Горы Свободы, попадаем на Соборную гору (в настоящее время — гора Свободы), высота которой относительно Волги достигает 54 метров. Это место можно по праву считать сердцем города, отсюда начался его рост и развитие.

В 1410 г. сыном Дмитрия Донского, великим московским князем Василием была заложена весьма обширная для своего времени деревянная крепость с дозорными башнями. Основным назначением крепости являлось охрана волжских рубежей. В районе Плеса Волга течет в сравнительно узком коридоре почти по прямой, благодаря этому врага можно было увидеть еще на дальних подступах к городу, а крутые склоны мешали противнику подняться к стенам. К сожалению, крепостные стены не сохранились.

На соборной горе расположен старейший храм города — Успенский собор (12), действующий в наше время и поражающий гостей города «малиновым» колокольным звоном. Собор был возведен в 1699 г. на месте деревянного храма, сгоревшего в 1695 г. Простой и красивый храм, скромно украшен, с небольшими наличниками на окнах и простыми фризами. Основной объем — восьмерик на четверике. Шатровая колокольня пристроена на рубеже XVIII-XIX вв. Она пышно украшена: ее шатер весь изрезан слуховыми оконцами различной формы.

В 1828 г. на пожертвования плесского мещанина В. Шишкина был построен большой «летний» Казанский собор, а Успенский стал «зимним». Во второй половине XIX в. соборный комплекс был обнесен кирпичной оградой. К сожалению, в прошлом веке Казанский собор и ограда были разрушены. До наших дней дошли более старинный Успенский храм и ворота ограды. Только на полотне И.И. Левитана «Тихая обитель» можно увидеть комплекс Соборной горы целиком. Но в своем творчестве художник не придерживался фотографической точности, образ "тихой обители" во многом собирателен: замысел возник еще в 1887 г. у Саввино-сторожевского монастыря, окончательно же сформировался после посещения монастыря близ Юрьевца на Волге. И все же, типичные для Плеса детали легко узнаваемы на этом полотне.

Напротив Успенского собора находится здание бывших Присутственных мест (13), построенное в последней четверти XVIII в., в период, когда город был уездным центром в составе Костромской губернии. В это же время (в 1779 г.) город получил свой герб. Здание выполнено по образцовому проекту екатерининских времен: большое двухэтажное здание, с простыми строгими наличниками и интересным пристроенным входом. До наших дней сохранился только северный корпус Присутственных мест, первоначально же было два корпуса. В конце XIX в. в зданиях размещались городская управа, Высшее начальное училище, а в подвалах хранился городской архив.

У здания Присутственных мест установлен памятник основателю города московскому князю Василию I (14) (скульптор С. Алешин). Открытие монумента состоялось в 1910 году, в год празднования 500-летия города. Установка памятника стала серьезным событием: о происходившем в небольшом провинциальном городе торжестве писали даже столичные газеты.

По периметру горы проходит извилистая аллея со смотровыми площадками (15, 16). Это очень популярное место для прогулок как коренных жителей, так и гостей города. Отсюда, с выступающего мыса горы, прекрасно просматривается Волга, здесь особенно отчетливо начинает восприниматься название города.

На противоположной от Волги стороне аллеи находятся остатки крепостного вала (17). Отсюда открывается прекрасный вид на комплекс Троицкой и Введенской церквей (18), расположенных в Троицкой слободе на въезде в город со стороны Иваново. Деревянная Троицкая «летняя» церковь была построена в 1628 г., но потом несколько раз перестраивалась: сначала в дереве, а в 1808 г. — в камне. Этот высокий двусветный храм выполнен в стиле барокко. Основной объем церкви увенчан пятью крупными главами, стены украшены наличниками, карнизами и фризами барочного стиля. Высокая трехъярусная колокольня завершается маленьким куполом, люкарнами и главкой-луковицей. Короткая трапезная соединяет основной объем с колокольней. Введенская «зимняя» церковь также была сначала деревянной, а в 1828 г. построена из камня. Это приземистый храм, выполненный в стиле позднего классицизма, увенчан широким куполом и украшен высокими портиками тосканского ордера. К храму примыкает длинная низкая трапезная.

Прогулка по Соборной горе подходит к концу. Далее спускаемся по Проездному переулку на Торговую площадь или площадь Революции.

На крутом спуске к Торговой площади стоит Воскресенская церковь (19), построенная 1817 г. на месте двух деревянных храмов. Старые храмы решили заменить новым в память о победе русского народа в Отечественной войне 1812 г. В облике Церкви сочетаются элементы ярославской архитектуры XVII в. и современного ей классицизма. Основной объем представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятиглавием с широко расставленными по углам боковыми главками. Колокольня украшена колоннами, фронтонами, люкарнами и арочными проемами с фигурными украшениями. Главки храма и колокольни покрыты металлическим «лемехом». Вокруг церкви сохранилась невысокая ограда с каменными изящными столбиками, увенчанными маленькими шариками, и Святыми воротами.

Воскресенскую церковь можно увидеть в снятых в Плесе художественных фильмах: «Китайский сервиз», «Золотой теленок», «Жестокий романс», «Два капитана».

Напротив церкви стоит деревянная часовня Михаила Архангела (Воскресенская) (20), привезенная из д. Антоново в 1980-х гг. и отреставрированная. Часовня очень гармонично вписалась в городской ансамбль. Деревянная «клетская» часовня увенчана высокой острой кровлей с одной главкой.

На другой стороне Торговой площади можно увидеть двухэтажный кирпичный дом. Это здание пожарной части (21), построенное в 1885 г. На первом этаже располагалось пожарное депо, на втором — полицейский участок и арестантские камеры.

Непременно надо заглянуть на Калашную улицу (22) — старейшую улицу Плеса, расположенную в правой части площади. В настоящее время здесь находятся торговые павильоны, в которых можно купить сувениры из Плеса, Иванова и Костромы, льняные изделия, обереги, керамическую посуду, игрушки-свистульки и еще много интересного и забавного.

На набережной можно посетить экспозицию плесского музея-заповедника «Художественные промыслы Ивановского края» (23) (часы работы: с 9.00 до 18.00, перерыв: с 14.00 до 15.00, выходной: понедельник). Здесь вы ознакомитесь с четырьмя направлениями развития художественных промыслов Ивановской области: ювелирное искусство, льняное жаккардовой ткачество, лаковая миниатюра двух центров — Палеха и Холуя, а также оригинальная ивановская вышивка. Наряду с историческими экспонатами, вы увидите образцы современных изделий и сможете приобрести или заказать понравившиеся работы.

Нельзя обойти вниманием и плёсские постройки XIX в. — на набережной расположился целый ряд двухэтажных старинных особняков (25). Каждый из них уникален и отличается своим фасадом и историей. Когда-то давно почти каждый из этих двухэтажных домов принадлежал какой-то известной в Плёсе семье и с тех пор носит ее имя.

В первую очередь это здание, в котором сейчас находится экспозиция заповедника «Художественные промыслы Ивановского края» — Мучные ряды (23). Эти торговые ряды были построены в 1840-х гг. по инициативе городской управы для размещения мучных складов и лавок в первом этаже и контор во втором. В это время в Плесе велась активная торговля мукой. Зерно доставляли в Плес по Волге, мололи на местных мельницах на Шохонке, здесь же и продавали. Также мука переправлялась в Иваново-Вознесенск, в Шую и их окрестности. Приземистое длинное здание Мучных рядов обрамляет Торговую площадь с севера, отгораживает ее от Волги. Каждую дверь отдельной лавки венчает остроконечная арка, центральная часть рядов чуть повышена. В 1880-х гг. после упадка хлебной торговли в Мучных рядах стали размещаться обыкновенные лавки торговцев.

В стоящем боком к Торговой площади здании с деревянной галереей располагаются Мясные (нижние) торговые ряды и чайная Векшина (24). Дом построен во 2-й четверти XIX в. в стиле провинциального классицизма. На первом этаже находился большой зал чайной Векшина.

Здание магазина Бакакина (ул. Советская, 33) изначально в 1888-1889 гг. здесь располагался простой кирпичный амбар, через год его перестроили под трактир, а с 1900 г. разместилось плесское общество трезвости, которое просуществовало недолго. В 1909 году владельцы, купцы Бакакины, открыли в здании первый в Плесе гастрономический магазин.

Усадьба Третьякова с лавкой (ул. Советская, 31) — простое длинное одноэтажное здание, построенное в XIXв. выходцами из Костромы. Одно время здесь располагалась государственная винная лавка — «монополька», где торговали водкой.

Дом Грошева (ул. Советская, 29), богатого хлеботорговца, был построен в 1-й половине XIX века в стиле классицизм. Это один из самых красиво украшенных домов Плеса:  колонны дорического ордера, богатый лепный фриз по всему фасаду. Несколько портит здание то, что нижний этаж — цокольный, и от этого всему дому не хватает «представительности», скрадывается его интересное убранство. Существует еще один, более известный дом купца Грошева — в нем сейчас разместился Музей пейзажа.

Жилой дом Тихомирова (ул. Советская, 27) был построен в середине XIX века. Сначала это был одноэтажный дом, а только потом надстроен второй этаж. Наличники окон первого этажа — высокие, полуциркульные, сильно оторванные от самих окон. Это является  главной архитектурной особенностью дома, выделяющей его среди других.

Дом купцов Смирновых (ул. Советская, 25) был построен в 1820-1830-х годах в стиле классицизм в соответствии с первым генпланом Плеса, высочайше утвержденным Екатериной II в 1781 году. Изначально он был угловым и в соответствии с традициями XVIII века имеет скругленный угол. Благодаря такой архитектурной особенности коляскам было удобно проезжать на узких улицах. Скругленный угол обрамлен парными высокими колоннами, а на втором этаже на угол выходит небольшой балкон с ажурной решеткой.

Дом купца Маклашина (ул. Советская, 23), построенный в 1-й трети XIX в. в стиле классицизм, украшают высокие пилястры с модными в то время в Плесе каннелюрами (вертикальными желобками-углублениями по всей высоте пилястр) и розетки. Немного позднее купец Маклашин стал городским головой.

Дом купцов Подгорновых (ул. Советская, 21), построенный в 1820-1830-х гг., первоначально был одноэтажным. Первый владелец — купец 3-й гильдии А.А. Подгорнов. В 1838 г. в городе был большой пожар, и дом сильно пострадал. После этого особняк был восстановлен и надстроен вторым этажом. Первый этаж украшен классицистической рустовкой, окна — с арочными наличниками.

Дом купцов Бакакиных и Векшиных (ул. Советская, 19) был построен на рубеже XVIII-XIX вв. Его хозяева были владельцы крупной торговли в городе. Это здание по праву может называться одним из самых красивых в Плесе. Двухэтажный кирпичный особняк богато украшен оконными наличниками, которые на разных этажах отличаются друг от друга. Три центральных окна второго этажа выделяются особо высокими арочными окнами. Этот модный декор в стиле эклектики, напоминающий убранство древнерусских палат, дом получил во второй половине XIX в. Изначально облик дома был строже и выдержан в стиле классицизм. Второй этаж значительно выше первого, там располагались парадные комнаты.

Дом Калугиных (ул. Советская, 17) — кирпичное двухэтажное здание, построенное в начале XIX в. Первый этаж украшен лучковыми наличниками, второй — арочными.

Дом Введенских (ул. Советская, 15) построен в 1-й трети XIX в. в стиле классицизм. Фасад этого здания украшают 3 пилястры, но для стиля классицизм это невозможно: строгие законы симметрии требовали четного числа колонн и пилястр. Но, по-видимому, победила русская душа владельцев, для которой число «три» священно.

Усадьба купцов Подгорновых (ул. Советская, 13) — здание, построенное в 1-й четверти XIX в., и украшенное деревянным фронтоном с выделяющимся по центру полукруглым окном. Позже в 1901 г. рядом с жилым домом в стиле эклектики была сооружена караульня-склад. До наших дней сохранилась старинная кованая дверь, украшенная растительным орнаментом. На ней можно рассмотреть инициалы хозяина дома, купца 2-й гильдии М.П. Подгорнова.

Городская усадьба дворян Моисеевых(ул. Советская, 9-11), известная как «Дом с колоннами», была построена в 1820-х гг. в стиле классицизм. Это внушительное, хорошо заметное на набережной здание. Оно выделяется даже среди добротных двухэтажных купеческих домов. Усадьбу украшают тосканские колонны и полукруглый балкон с ажурной решеткой. Рядом с главным домом располагается флигель, построенный также в начале XIX в.

Дом Новожилова (ул. Советская, 7), построенный в 1907 г., единственное здание в городе, выстроенное в стиле модерн. Краснокирпичный двухэтажный дом украшен оригинальным стрельчатым фронтоном с двумя узкими окошками наверху; окна второго этажа окружают широкие наличники, а разделяющие фасад лопатки декорированы геометрическими фигурами. Заслуживает внимание также оконный переплет и пристроенная деревянная веранда.

Маршрут «Плес исторический» подходит к концу. После такой длинной прогулки совершенно необходимо выпить чашку ароматного чая с плюшками на веранде дома-отеля «Волга-Volga» и еще раз окинуть взором Соборную гору и Волгу.

Что еще можно посмотреть в Плесе

Домашний музей декоративного стекла (28). В музее по предварительной договоренности можно ознакомиться с работами заслуженного художника России Александра Ивановича Тимофеева: витражи, художественное стекло, стеклопластика, а также живопись и акварель.

Скульптура «Кошка» (26) — маленькая скульптура, изображающая сидящую на большом камне кошку, задумчиво смотрящую на Волгу. В сентябре 2008 г. эта скульптура была установлена на набережной рядом с пристанью. Автор ее — белорусский художник Олег Илларионов, который в качестве прототипа взял свою любимую кошку Муху. Кошка заняла невысокий бетонный постамент, много лет пустовавший. По словам местных жителей, когда-то здесь стояла гипсовая девушка с веслом. Эта маленькая скульптура пользуется большой популярностью как у туристов, так и у местных жителей.

Камень любви (27). Своё название он получил благодаря необычной форме. Согласно легенде, больше века назад в этом доме жил купец, в довольно преклонном возрасте взявший в жёны молодую девушку. По городу пошли различные слухи и насмешки над таким неравным браком и уже ни на что не годным стариком. В ответ на это купец заказал мастерам каменный фаллический символ, который поставил рядом со своим домом. В настоящее время Камень любви стоит не на своем историческом месте, его перенесли к дому на набережной.